Фрагмент для ознакомления
2
Давая ответ на данный вопрос, главным образом, нужно распознавать историю как процесс формирования природы и социума, тесно объединенных между собой, и историю как науку о данных процессах.
История социума является совокупностью определенных и разнообразных действий и поступков людей, людских сообществ, которые находятся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории есть деятельность и поступки людей, вся совокупность взаимоотношений в социуме.
Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» используется в двойственном смысле:
1) как движение во времени, процесс;
2) как познание процесса. [13, с. 210]
Потому все, что происходит во времени, обладает своей историей. Содержанием истории, как отдельной науки, особой отрасли научного познания, служит исторический процесс, т.е. ход, обстоятельства и успехи человечьего общежития или жизнь человечества в ее развитии и итогах».
Историки осваивают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под различными углами зрения. Беспорядочность, дробность, неравномерность, «белые пятна» и «серые ниши» минувшего – такова картина исторического времени. Тем не менее, историческое знание в целом разрешает, когда нужно, перевести взор и познать все разнообразие «мира истории», структуры и связи, события и поступки, жизнь народов и будничную жизнь героев и «маленького» человека, повседневное сознание и глобальное миропонимание.
Поскольку содержание исторической науки – это исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, причем эти явления очень разные, соответственно, история – разносторонняя наука.
Она состоит из целого ряда независимых отраслей исторического знания, а именно:
1) политической истории;
2) гражданской истории;
3) истории хозяйства;
4) истории культуры;
5) военной истории;
6) истории державы и права и т.д. [7, с. 132]
История разделяется и по обширности изучения объекта:
1) история мира в целом (мировая или общая история);
2) история мировых культур;
3) история материков (история Азии и Африки, Латинской Америки);
4) история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.). [16, с. 36]
Сформировался ряд вспомогательных исторических дисциплин, которые разрабатывают общие вопросы методики и техники исторических исследований. К ним относят:
1) палеографию (историю письма);
2) нумизматику (монеты, ордена, медали);
3) топонимику (изучение наименований географических мест);
4) источниковедение (общие приемы и методы исследования исторических источников) и т.д. [11, с. 168]
История является конкретной наукой, требующей точного знания хронологии, фактов, событий. Она объединена с иными гуманитарными и общественными науками. Данные взаимоотношения в различные периоды формировались неодинаково, однако крупнейшие представители историографии постоянно веровали во «всеобщий рынок» социальных наук.
Данная вера сберегается и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение общественных наук – междисциплинарность, является явлением характерным для XX столетия. Определено оно разграничением общественных наук, их выделением в независимые области знания, в итоге процесс раздела труда и специализации сопровождался усилением взаимосвязей.
История, как впрочем, и иные гуманитарные и социальные науки конца XIX – XX вв. подверглась влиянию и психологии. Большую популярность приобрели на рубеже XIX – XX вв. книги Г. Лебона «Психологические законы эволюции народов» и «Психология народов и масс», где аргументировалось предположение о вхождении европейского общества в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплотившееся в личности, подавляемо иррациональным массовым сознанием.
Австрийский психолог З. Фрейд полагал, что его концепция «подсознательного» может являться ключом к постижению исторических личностей, а «Эссе» Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., является по существу, первым опытом психоистории. [12, с. 157]
Термин «психоистория» возникает в 50-е годы в США, где в это время издаются журналы по психоистории. Их героями являлись такие исторические фигуры, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т.д. Психоанализ оказывает значительное влияние на критику отдельных исторических источников - дневников, писем, воспоминаний. [15, с. 156]
Учитывается также психологическая потребность автора в фантазии. Другой темой было изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры использования психоанализа в социальных группах, например, в истории крестьянских и городских религиозных движений, при их изучении историки часто сталкиваются с отклонениями. Но в целом развитие психоистории оказывается недолгим, а возможности ограничены.
Сравнивая с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отлична тем, что предметом ее постижения является вся совокупность жизни общества в течение всего исторического процесса.
Так же, некоторые проблемы прошлого и настоящего, которыми заняты политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут иметь решения только с учетом исторического подхода и исторического анализа.
Научное изучение былых времен довольно специфично. Историческая наука отлична от естественных наук и занимает важнейшее место в системе гуманитарных знаний. Природа исторических познаний, основные принципы и категории исторической науки, а так же методы исторических исследований изучается в методологии истории.
В исторической науке функционирует ряд основных принципов:
1. Принцип историзма.
В его основе лежит неразрывная связь между прошлым, настоящим и будущим. Это требует учета прошлых событий и персонажей с учетом времени, когда все события произошли.
2. Поэтому историку нужно было «нырнуть в прошлое». Но ученый не мог полностью «раствориться» в то время, когда учился. Исследователь прошлого должен был использовать научный потенциал, накопленный современной наукой. Он искал в истории
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М., 2009. – 247 с.
2. Войтович А.П. Наука и общество на рубеже тысячелетий. – Мн.: Право и экономика, 2001. – 72с.
3. Барг, М.А. Историческое время: методологический аспект / М.А. Барг // Новая и новейшая история. – 1990. – № 1. – С. 63 – 76.
4. Гуревич, А.Я. О кризисе современной исторической науки / А.Я. Гуревич // Вопросы истории. – 1991. – № 2–3. – С. 51 – 52.
5. Данилевский, И.Н. Традиционное летоисчисление и «новая хронология» / И.Н. Данилевский // Вопросы истории. – 1998. – № 1. – С. 16 – 29.
6. Ерохина, М.С. Историческая личность: современная методика изучения / М.С. Ерохина // Преподавание истории в школе. – 1996. – № 7. – С. 50 – 52.
7. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. – Кн.1. – М.,1995. – 327 с.
8. Кобрин, В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины / В.Б. Кобрин, Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин. – М., 2000. – 321 с.
9. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко; Отделение историко-филологических наук. 2-е изд., доп. – М.: Наука, 2003. – 486 с.
10. Лаппо-Данилевский, А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII – XVIII вв. / А.С. Лаппо-Данилевский. – М., 1990. – 266 с.
11. Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Методология истории. – М.,1997. – 286 с.
12. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. – М.,1989.– 357 с.
13. Никитина, Д. Проблемы устной истории / Д. Никитина // История СССР. – 1990. – № 6. – С. 210 – 216.
14. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. – М.,2004. – 431 с.
15. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. – М.: Изд-во «Культура»,1993. – 256 с.
16. Юрганов, А.Л. Опыт исторической феноменологии // Вопросы истории / А.Л. Юрганов. – 2001. – № 9. – С. 36 – 52.